Новости
здоровья
Мнения
пользователей

От чего и зачем вы «бежите в болезнь»?..

10 декабря 2015 г.

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, в том числе и острых респираторных заболеваний, необходимо решить две основные задачи:

- определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни;

- найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).

Психотерапевт Ирина Малкина-Пых предлагает техники, которые используются вне зависимости от конкретного психосоматического заболевания (грипп, риновирусная инфекция, ангина и т. д.) и направлены на:

- определение причин болезни,

- прояснение ее смысла,

- оценку преимуществ болезни экологичным образом.

Упражнение «Список того, что я терплю»

Подумайте о своей болезни, с которой вы хотите поработать. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите список всего того, что вам приходится терпеть в жизни: дождь, солнце, прохладное или жаркое помещение, цвет носков, маленький или высокий рост партнера по браку, собственная лень, муж-алкоголик, перхоть в волосах, проблемы в правительстве, пожары в Африке и Сибири, отсутствие денег. Плохое место службы. Необходимо уточнить, что именно плохо: далеко от дома, напряженный рабочий день, вредный начальник. Ограничений нет. На составление списка вам дается 5, реже 10 минут.

После написания списка возьмите другой лист бумаги и разделите все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что…

Рекомендуется при разделении про себя проговаривать каждую фразу и завершать ее.

После завершения этого раздела продолжите работу со списком того, что вы терпеть не хотите. Ее также предлагается разделить на 2 группы:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю как изменить.

2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.

Затем возьмите второй список и попробуйте ответить на вопросы:

«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть, но не знаете, как изменить?».

«Почему вы выбрали именно это заболевание в помощь – от кого вы этому научились?».

За пять минут попробуйте, используя любые подручные предметы, создать портрет (скульптуру) своей болезни.

Упражнение «История вашей болезни»

Для того чтобы работа по выяснению причин и преимуществ вашей болезни оказалась успешной, рекомендуют предварительно вспомнить особенности того жизненного периода, который вы переживали непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего он был весьма трудным, и для того, чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало – либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо еще чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» как-то преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?

Определите в вашем прошлом 3–6 случаев, когда у вас:

- возникала периодически повторяющаяся и преследующая вас «острая» болезнь,

- происходило обострение хронического заболевания.

Упражнение «Выявление главных преимуществ болезни»

Несмотря на очевидный факт существования целого букета причин заболевания, среди них всегда присутствует некое Главное Преимущество, являющееся своеобразным мета-триггером, запускающим и болезнь, и Преимущества-Следствия. При этом Главное Преимущество выступает своеобразным ядром вторичных выгод болезни, и зачастую переопределение одного только его приводит к исчезновению связанных с ним Преимуществ-Следствий.

Попробуйте определить свое собственное Главное Преимущество, чтобы его-то и проработать в первую очередь. Только учите, что вообще-то вам нужно определять не одно, а два Главных Преимущества:

- возникновения болезни;

- ее сохранения.

Дело в том, что сплошь и рядом болезнь возникает в силу какой-то одной вторичной выгоды (например, уход от ответственности). Но, возникнув и укоренившись, она сохраняется уже ради какого-то другого преимущества (например, удерживание внимания близких). Так что попробуйте разобраться и с тем, и с другим.

Оцените вероятности преимуществ возникновения и сохранения болезни по десятибалльным шкалам, от 1 – «маловероятно» до 10 – «весьма вероятно».

Преимущества, которые ваше бессознательное оценит как наиболее вероятные причины возникновения и сохранения болезни (по отдельности), скорее всего окажутся теми самыми Главными Преимуществами, с коими вам надлежит разобраться в первую очередь.

Еще одно самоисследование, которое поможет вам прояснить для себя смысл ваших простуд.

Опросник к простудным заболеваниям

1. Есть ли кто-нибудь, кого вы «на дух не переносите»? Может, вы «сыты по ноздри» от кого-нибудь или чего-нибудь? Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Регулярно ли вы занимаетесь спортом?

3. Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать, какие возможны побочные эффекты?

4. Чувствуете ли вы себя на работе «издерганным»? Чем? Какими «мелочами» (микротравмы)?

5. Считаете ли вы целесообразным самоустраняться в напряженных ситуациях, так как это «дурно пахнет»?

6. Избегаете ли вы контактов, при которых вам приходится кому-нибудь что-то «выложить»?

7. Вы пассивный или активный курильщик?

8. Соблюдается ли при вашем заболевании вокруг вас некоторая «дистанция», которую вы иначе не можете организовать?

9. «Безмолвствуете» ли вы или «не подлежите контакту», когда у вас простуда? От чего это защищает вас? Кого или чего (сознательно или нет) можете вы таким образом избежать?

10. Хотели бы вы получить «заслуженный» отдых, однако не решаетесь выразить это словами?

11. Получаете ли вы, благодаря вашему заболеванию, то внимание, которого в других случаях не имеете в такой форме? От кого? Как?

12. Прячетесь ли вы при разочарованиях обратно в свой «улиточный домик» вместо того чтобы сказать: «разочарование лучше, чем очарованность»?

13. Хотели бы вы лучше «залезть с головой под одеяло», чтобы ничего не видеть и не слышать?

14. Какие планы есть у вас на ближайшие 5 дней, 5 недель, 5 месяцев?

15. Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?

16. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Упражнение «Определение смыслов и выгод болезни»

Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на вопросы относительно вашей болезни, «разворачивающие» психические аспекты этого вашего заболевания в плоскость «смысл и потребности».

- Что болезнь значит для вас?

- Что означает для вас избавиться от болезни?

- Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?

- Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?

- Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?

- Чего болезнь помогает вам избежать?

- Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?

- Какие чувства помогает вам выразить болезнь?

- Каким вы были до того, как появилась болезнь?

- Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?

- Как все изменилось после того, как появилась болезнь?

- Что произойдет, когда не будет болезни?

- После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?

- У кого еще когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

Вы проделали техники, направленные на начальный этап исцеления – выяснили и осознали преимущества и вторичные выгоды вашего заболевания, то есть от чего и зачем вы «бежите в болезнь». После этого можно выбирать техники, направленные на исцеление.

Источник: health info