Выяснилось, почему подростки падки на награду
Нервные центры, отвечающие за мотивацию в отношении похвалы и награды, отличаются у тинейджеров особой чувствительностью, что и определяет подростковое стремление идти на риск ради выигрыша.
То, что для подростка очень важны похвала и награда, вам скажет любой родитель. И если пообещать денежное вознаграждение в обмен, например, на выполнение какого-нибудь задания, то подросток броситься выполнять его с куда бόльшим энтузиазмом, нежели взрослый.
Эту бытовую психологию неоднократно подтверждали экспериментами, однако результаты таких работ часто оспаривались, так как их авторы использовали в качестве награды именно деньги. Ведь подростки могут реагировать на денежный приз не только потому, что их мозг особым образом настроен на награду, но и из-за того, что у них в принципе мало денег.
В эксперименте Эмили Баркли-Левенсон (Emily Barkley-Levenson) и Адрианы Гальван (Adriana Galván) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) эту проблему удалось обойти. Исследователи пригласили 19 взрослых и 22 подростка поиграть в игру, пока за их мозгом будут наблюдать с помощью фМРТ. Игра предполагала денежное вознаграждение, но, чтобы деньги не влияли сами по себе, денежные потери и награды сделали небольшими, каждому выдавали одинаковый «стартовый капитал», и конечный выигрыш не мог быть больше 20 долларов. То есть борьба шла не столько за деньги, сколько собственно за выигрыш.
Игра не предполагала никаких особых умений: нужно было лишь делать ставки на тот или иной вариант исхода, вероятность которых была 50 на 50. Величина ставок определялась самими испытуемыми, а играть они могли до тех пор, пока у них хватало денег.
Дальше учёным оставалось только наблюдать за активностью полосатого тела и прочих центров системы подкрепления в мозге.
Наблюдения подтвердили особую настройку мозга тинейджеров на награду, а заодно удалось установить, что подростки более взрослых склонны рисковать, когда речь идёт о вознаграждении. Об этом, к слову, мы уже как-то писали в связи с социальными связями подростков; на сей раз исследователи не брали в расчёт такие связи и оценивали лишь собственно награду.
По мере взросления мозг перестраивается, и награды с похвалами перестают играть такую важную роль. Однако в раннем возрасте, когда личность только складывается и сильно зависит от социума, тяга к награде, пульсирующая в юном мозге, способна помочь формированию социальных навыков. А вот какие это будут навыки, хорошие или плохие, уже другой вопрос.
Источник: Компьюлента
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях